Главная » Статьи » Чехия |
Путешествие по Чешским Будеевицам. По пути первой в Европе Конной Железной Дороги
![]() Железнодорожные ворота в город – вокзал. В настоящее время все еще реконструируется. Наверно поэтому там такая путаница с путями. Выход к путям прямо в вокзале по тоннелям справа и слева. Слева выход к 4-м платформам, но работают только две. На остальных идет основательный затянувшийся ремонт. В здании вокзала ремонтом даже и не пахнет. Как-то грязно, ободрано. Хотя здание задумывалось очень даже ничего, но старое и сыпется. ![]() Выйдя с ж/д вокзала повернули налево, прошли через подземный переход и вышли к торговому центру Mercury. Самое интересное, что торговый центр является и автовокзалом, но внизу вы автобусов не найдете. Это потому, что автовокзал располагается на крыше. Пройдя по улице Жижкова, выходим к небольшой площади на которой стоит памятник защитникам Табора – протистанского движения. И это в городе – оплоте католицизма. ![]() Пройдя еще прямо по Жижковой поворачиваем налево. Пройдя по Чехова (Čechova) два квартала до светофора, поворачиваем налево и идем по улице Манесова. Здесь мы проходим мост через Млинский сток (Mlynska stoka). Образовался он почти искусственно, в результате осушения болот при строительстве крепостной стены. Дальше по пути нам попалась река Малше, крайский уряд и, то куда мы шли – фабрика карандашей, знакомых с детства, Koh-i-noor. Конечно, китайские карандаши сделали свое черное дело. Большинство производственных площадок и зданий сдано в аренду. Но Koh-i-noor держится. Перейдя на противоположную сторону улицы Манесова, попадаем в музей первой в Европе конной железной дороги. Соединяла она Чешские Будеевицы и и австрийский Линц. Строилась конка в 1825 – 1832 годах под патронатом выдающегося горожанина Чешских Будеевиц, промышленника Адальберта Ланна по проекту опытного инженера, профессора пражского политехнического института Ф.А.Герстнера, а позднее – его ученика . М.Шенерера с целью быстрее и дешевле перевозить товары и пассажиров. Дорога заменила давно задуманный, но так никогда не построенный канал между Влтавой и Дунаем. Все дело в том, что Чешские Будеевицы активно торговали импортированной солью из Австрии и России. Транспортировать ее между судоходными реками Влтавой и Дунаем на повозках через горы было не очень выгодно. Используя инновации того времени – конку – такое предприятие становилось и выгоднее, и быстрее (всего 3 дня пути). Большим бонусом были пассажирские перевозки - всего 14 часов составляла дорога до Линца для пассажиров. Это был большой технологический прорыв того времени. Бывшая трасса конной железной дороги составляла 129км. Пути, шириной 1106мм, состояли из деревянных рельсов, с внутренней стороны покрытых стальной полоской. По ним двигались выгоны, запряженные лошадьми. Для смены лошадей и срочного ремонта вдоль дороги были предусмотрены станции перепряжки, отстоявшие друг от друга на расстоянии около 20 км. Прослужила конная железная дорога Чешские Будеевице – Линц до 1870 г., после чего была переоборудована на паровую тягу. До нашего времени в центральной части города сохранилось несколько зданий, ранее относившихся к зданиям, обслуживающих конку. Здание музея конной железной дороги раньше использовалось как сторожка товарной станции. Именно здесь и открыта экспозиция, знакомящая с историей конной железной дороги. Дальше пройдем по улицам, где проходила конная железная дорога. Возвратившись на сторону, где расположена карандашная фабрика, пройдем дальше один квартал и поворачиваем направо на улицу Гестнера. Проходим мимо производственных зданий фабрики Koh-i-noor, мимо стадиона Чешских Будеевиц «Будвар-арена» и современного здания фитнесс центра (слева) выходим, не доходя до реки Малше к интересному комплексу зданий суда на Затковой набережной (справа). ![]() Обойдем здание суда справа и выходим к бывшему деревянному, а теперь Железному голубому мосту через речку Малше. Он строился специально для железной дороги. Переходим по Железному мосту реку и попадаем в исторический центр города. Справа на углу улицы Dr.Stejskala расположился Югочешский театр. Мы же вышли к сохранившейся крепостной стене и башне Железная Панна. При строительстве железной дороги пришлось в начале улицы Бискупска пробить крепостную стену. Пройдя два квартала, выходим к главной площади Чешских Будеевиц - квадратной площади Пржемысла Отакара II. Здесь можно остановиться чуть подольше, рассматривая замечательные, почти игрушечные домики, раскрашенные в разные цвета и так радующие глаз. ![]() Площадь Пржемысла Отакара II, является одной из крупнейших в Европе. Благодаря своим размерам – ровно гектар – она встречается в большинстве чешских учебников по математике. Площадь строго сориентирована по сторонам света и окружена рядами домов с аркадами. Пройдемся по периметру площади. Повернув налево, прямо перед нами предстает величественное здание мэрии - ратуша, принадлежащее к самым красивым в Чешской Республике. Построена в 1727—1730 гг. с тремя башенками, головами драконов и статуями, олицетворяющими четыре гражданские добродетели: Справедливость, Мужество, Мудрость и Осмотрительность. На одной из колонн при входе в Ратушу закреплена мера длины, называвшаяся «венским локтем» и с 1765 года использовавшаяся для измерения тканей. Главную лестницу украшает рельефный знак Ческе-Будеёвиц, созданный в 1890 году директором городского музея. Главной достопримечательностью интерьера Ратуши считается обрядный зал, на потолочной фреске которого, датируемой 1730 годом, изображен «Суд Соломона». На звоннице Ратуши в 1995 году были установлены 18 колоколов, играющие мелодии каждый час. В настоящее время в здании размещается администрация Южной Чехии и канцелярия мэра (приматора) Ческе-Будеёвиц. ![]() В центре Оттакаровой площади расположился фонтан Самсона (Samsonova kašna) в стиле барокко, созданный в 1721-1727 годах Йозефом Дитрихом. Как обычно, такие композиции устанавливались в честь победы над шведами. Символ Швеции – лев, Самсон в данном контексте Чехия. Когда-то он являлся единственным в городе источником питьевой воды, а сегодня известен как самый большой фонтан в Чехии. В 1990 году оригинальная статуя Самсона была заменена копией. Между фонтаном Самсона и отелем Звон есть блудный камень. Он имеет неправильную форму, в центре высечен крест. С ним связана легенда о блудном камне: в далеком 1478 году, случился в средневековом городе Ческе Будейовицы бунт против бургомистра. Что было причиной - то ли заразительные идеи Яна Гуса, то ли просто недовольство несправедливыми решениями градоначальника, но только десять молодых людей из благородных семейств были схвачены, обвинены в заговоре и казнены на главной городской площади. Именно в память об этом событии на месте казни и положили этот камень. Но до сих пор местные жители верят, что если перешагнуть через этот камень после 10 часов вечера, то заблудишься и до утра не найдешь дорогу домой. По словам очевидцев, камень перешагивали, дорогу находили. Мы, на всякий случай, этого делать не стали. ![]() Черная Башня (Černou Věž), построена в 1549-1577 годах. Она достигает 72,25 м в высоту и считается одним из символов Ческе-Будеёвиц, демонстрирующий богатство. Наверх ведут 225 ступеней. Наверху находится смотровая площадка – обязательно поднимитесь. На Черной Башне есть часы, механизм которых восстановили в 1891 году, а на окне колокольни сидит гигантская муха. 6 колоколов появились в разное время. ![]() ![]() ![]() ![]() Кстати, на площади Оттакара можно поменять валюту в одном из обменных пунктов (Smenarna). Мы меняли на первом этаже в здании, где находится китайский ресторан. Вернемся опять к зданию ратуши, пройдем улицу Раднични и выходим на улицу Ческа. Мы опять идем по трассе железной дороги. На углу с ул. Пиаристицка и сейчас стоит дом Ниссла, в котором помещались канцелярия конной железной дороги и билетная касса для пассажиров. На противоположном углу пассажиры садились в вагон. ![]() ![]() Пройдя от костела чуть дальше, находим очень интересное здание Сольницы. Первоначально это было здание арсенала, где хранили боеприпасы, а с 1531 г. было переоборудовано в соляной склад, в котором соль, привезенная по конной железной дороге хранилась и откуда перегружалась на водный транспорт. ![]() ![]() Немного отдохнув, вернемся на улицу Ческа и пройдем дальше по трафику железной дороги. Пройдя еще кварталов два, попадаем в сквер, пересекаем Млынский поток по мостику (ранее он был деревяный) и сворачивая налево по проспекту Гуса проходим к трактиру «У зеленой ветки» (Zelená Ratolest). Бывший постоялый двор «У зеленее ратолести» на проспекте Гуса был построен в 1821 г.; десятью годами позже усилиями архитектора Й.Занднера объект приобрел классический облик, а в 1838 г. поступил в распоряжение конной железной дороги. Это была самая северная точка железнодорожной трассы и здесь размещались конюшни и склады. Историю, как известно, делают люди. Уникальную черту городу добавил профессиональный юрист Августин Затко, основав в 1895 году Акционерное общество Чешский пивоваренный завод, продолжив исторические традиции пивоварения, которые берут свои истоки в 13 веке, еще до основания города. В 1922 году была пробурена первая глубинная скважина, и с тех пор пивоваренный завод имеет источник воды высокого качества, которая придает исключительные вкусовые качества оригинальному пиву из Будеевиц и в наше время. ![]() ![]() Вернуться можно тем же путем, по Пражскому проспекту, на развилке с проспектом Гуса повернуть направо и пройти через симпатичный сквер до Ланнова проспекта. В конце сквера находится памятник промышленнику Адальберту Ланну. На памятнике написаны слова благодарности жителей города. Во время войны памятник прятали в подвале одного из домов. ![]() Город полон истории, очень красивый, чистый, в немного немецком стиле. Туристов мало, да и людей, по сравнению с нашими городами, почти нет. По некоторым улицам можно пройти, и не встретить ни одного человека. Город упоминается в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», как место локализации маршевого батальона, в который герой романа шёл не самой короткой дорогой. | |
Просмотров: 2204 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 0 | |