Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Чехия

Путешествие по Чешским Будеевицам. По пути первой в Европе Конной Железной Дороги
   Чешские Будеевицы городок не маленький, очень тихий, спокойный, немного провинциальный. Но это только на первый взгляд. На самом деле, это город студенческий, деловой, промышленный, культурный, богатый историей и традициями. На театры, планетарий, обсерваторию и др. у нас конечно небыло времени, но исторические достопримечательности постарались охватить.
   Железнодорожные ворота в город – вокзал. В настоящее время все еще реконструируется. Наверно поэтому там такая путаница с путями. Выход к путям прямо в вокзале по тоннелям справа и слева. Слева выход к 4-м платформам, но работают только две. На остальных идет основательный затянувшийся ремонт. В здании вокзала ремонтом даже и не пахнет. Как-то грязно, ободрано. Хотя здание задумывалось очень даже ничего, но старое и сыпется.
  Выйдя с ж/д вокзала повернули налево, прошли через подземный переход и вышли к торговому центру Mercury. Самое интересное, что торговый центр является и автовокзалом, но внизу вы автобусов не найдете. Это потому, что автовокзал располагается на крыше.
  Пройдя по улице Жижкова, выходим к небольшой площади на которой стоит памятник защитникам Табора – протистанского движения. И это в городе – оплоте католицизма.
  Пройдя еще прямо по Жижковой поворачиваем налево. Пройдя по Чехова (Čechova) два квартала до светофора, поворачиваем налево и идем по улице Манесова. Здесь мы проходим мост через Млинский сток (Mlynska stoka). Образовался он почти искусственно, в результате осушения болот при строительстве крепостной стены. Дальше по пути нам попалась река Малше, крайский уряд и, то куда мы шли – фабрика карандашей, знакомых с детства, Koh-i-noor. Конечно, китайские карандаши сделали свое черное дело. Большинство производственных площадок и зданий сдано в аренду. Но Koh-i-noor держится.
  Перейдя на противоположную сторону улицы Манесова, попадаем в музей первой в Европе конной железной дороги. Соединяла она Чешские Будеевицы и и австрийский Линц. Строилась конка в 1825 – 1832 годах под патронатом выдающегося горожанина Чешских Будеевиц, промышленника Адальберта Ланна по проекту опытного инженера, профессора пражского политехнического института Ф.А.Герстнера, а позднее – его ученика . М.Шенерера с целью быстрее и дешевле перевозить товары и пассажиров. Дорога заменила давно задуманный, но так никогда не построенный канал между Влтавой и Дунаем. Все дело в том, что Чешские Будеевицы активно торговали импортированной солью из Австрии и России. Транспортировать ее между судоходными реками Влтавой и Дунаем на повозках через горы было не очень выгодно. Используя инновации того времени – конку – такое предприятие становилось и выгоднее, и быстрее (всего 3 дня пути). Большим бонусом были пассажирские перевозки - всего 14 часов составляла дорога до Линца для пассажиров. Это был большой технологический прорыв того времени.
  Бывшая трасса конной железной дороги составляла 129км. Пути, шириной 1106мм, состояли из деревянных рельсов, с внутренней стороны покрытых стальной полоской. По ним двигались выгоны, запряженные лошадьми. Для смены лошадей и срочного ремонта вдоль дороги были предусмотрены станции перепряжки, отстоявшие друг от друга на расстоянии около 20 км. Прослужила конная железная дорога Чешские Будеевице – Линц до 1870 г., после чего была переоборудована на паровую тягу. До нашего времени в центральной части города сохранилось несколько зданий, ранее относившихся к зданиям, обслуживающих конку. Здание музея конной железной дороги раньше использовалось как сторожка товарной станции. Именно здесь и открыта экспозиция, знакомящая с историей конной железной дороги.
  Дальше пройдем по улицам, где проходила конная железная дорога. Возвратившись на сторону, где расположена карандашная фабрика, пройдем дальше один квартал и поворачиваем направо на улицу Гестнера. Проходим мимо производственных зданий фабрики Koh-i-noor, мимо стадиона Чешских Будеевиц «Будвар-арена» и современного здания фитнесс центра (слева) выходим, не доходя до реки Малше к интересному комплексу зданий суда на Затковой набережной (справа). Строилось оно по прямому назначению. Сейчас здесь находятся суды разных инстанций, а с обратной стороны расположилась тюрьма. Экономные, чтобы далеко не визить, если что.
  Обойдем здание суда справа и выходим к бывшему деревянному, а теперь Железному голубому мосту через речку Малше. Он строился специально для железной дороги.
  Переходим по Железному мосту реку и попадаем в исторический центр города. Справа на углу улицы Dr.Stejskala расположился Югочешский театр. Мы же вышли к сохранившейся крепостной стене и башне Железная Панна. При строительстве железной дороги пришлось в начале улицы Бискупска пробить крепостную стену.
  Пройдя два квартала, выходим к главной площади Чешских Будеевиц - квадратной площади Пржемысла Отакара II. Здесь можно остановиться чуть подольше, рассматривая замечательные, почти игрушечные домики, раскрашенные в разные цвета и так радующие глаз.
  Площадь Пржемысла Отакара II, является одной из крупнейших в Европе. Благодаря своим размерам – ровно гектар – она встречается в большинстве чешских учебников по математике. Площадь строго сориентирована по сторонам света и окружена рядами домов с аркадами. Пройдемся по периметру площади. Повернув налево, прямо перед нами предстает величественное здание мэрии - ратуша, принадлежащее к самым красивым в Чешской Республике. Построена в 1727—1730 гг. с тремя башенками, головами драконов и статуями, олицетворяющими четыре гражданские добродетели: Справедливость, Мужество, Мудрость и Осмотрительность. На одной из колонн при входе в Ратушу закреплена мера длины, называвшаяся «венским локтем» и с 1765 года использовавшаяся для измерения тканей. Главную лестницу украшает рельефный знак Ческе-Будеёвиц, созданный в 1890 году директором городского музея. Главной достопримечательностью интерьера Ратуши считается обрядный зал, на потолочной фреске которого, датируемой 1730 годом, изображен «Суд Соломона». На звоннице Ратуши в 1995 году были установлены 18 колоколов, играющие мелодии каждый час. В настоящее время в здании размещается администрация Южной Чехии и канцелярия мэра (приматора) Ческе-Будеёвиц.
  В центре Оттакаровой площади расположился фонтан Самсона (Samsonova kašna) в стиле барокко, созданный в 1721-1727 годах Йозефом Дитрихом. Как обычно, такие композиции устанавливались в честь победы над шведами. Символ Швеции – лев, Самсон в данном контексте Чехия. Когда-то он являлся единственным в городе источником питьевой воды, а сегодня известен как самый большой фонтан в Чехии. В 1990 году оригинальная статуя Самсона была заменена копией.
  Между фонтаном Самсона и отелем Звон есть блудный камень. Он имеет неправильную форму, в центре высечен крест. С ним связана легенда о блудном камне: в далеком 1478 году, случился в средневековом городе Ческе Будейовицы бунт против бургомистра. Что было причиной - то ли заразительные идеи Яна Гуса, то ли просто недовольство несправедливыми решениями градоначальника, но только десять молодых людей из благородных семейств были схвачены, обвинены в заговоре и казнены на главной городской площади. Именно в память об этом событии на месте казни и положили этот камень. Но до сих пор местные жители верят, что если перешагнуть через этот камень после 10 часов вечера, то заблудишься и до утра не найдешь дорогу домой. По словам очевидцев, камень перешагивали, дорогу находили. Мы, на всякий случай, этого делать не стали.
  На противоположном углу от ратуши расположился кафедральный собор Святого Николая (katedrál Sv.Mikuláš) и черная башня (Černou Věž). Раньше в черной башне была звонница собора, а собор и башня бы единым целым. Первоначально собор был построен в конце XIII века и реконструирован в 1518-1535 годах в духе поздней готики. В 1641 году храм был уничтожен пожаром. В 1642-1649 годах на его месте появилось здание в стиле барокко, сохранившееся до настоящего времени. Главными достопримечательностями собора святого Микулаша являются кафедра, алтарный образ Леопольда Губерта, картина «Успение Девы Марии» в южной часовне, барочный алтарь, созданный в 1726 году. В годы Тридцатилетней войны в этом храме дважды укрывали королевские регалии, вывезенные из Праги.
  Черная Башня (Černou Věž), построена в 1549-1577 годах. Она достигает 72,25 м в высоту и считается одним из символов Ческе-Будеёвиц, демонстрирующий богатство. Наверх ведут 225 ступеней. Наверху находится смотровая площадка – обязательно поднимитесь. На Черной Башне есть часы, механизм которых восстановили в 1891 году, а на окне колокольни сидит гигантская муха. 6 колоколов появились в разное время.
Самым старым из них является Серебряный, отлитый в 1630 году. Самый молодой — Будвар, появившийся в 1995 году, отбивает каждый час. Самый большой колокол Бумерин, весом 3 429 кг, был отлит в 1723 году. Служители Черной Башни, так называемые башенные, должны были круглосуточно следить за городом и окрестностями, вовремя сообщать о пожарах и других важных событиях, следить за ходом часов. Потому эти люди жили здесь вместе с семьями и домашней живностью. Их рабочий день был сокращен вдвое, до 12 часов, в 1930-е годы, а два десятилетия спустя должность была упразднена. Достоин упоминания тот факт, что последний башенный преодолевал 225 ступеней за 1 минуту 10 секунд при подъеме и за 47 секунд при спуске (попробуйте). Согласно одной из легенд, на колоколе "Бумерин" сидел скелет, который звонил за умерших вместо звонаря, ленившегося каждый раз, когда надо было, бегом подниматься на колокольню. До наших дней существует поверье, что увидеть скелет могут только дети. Со смотровой площадки хорошо виден весь город и площадь. Стоимость входа в башню – 30Кс, касса наверху перед входом на смотровую площадку.
  Кстати, на площади Оттакара можно поменять валюту в одном из обменных пунктов (Smenarna). Мы меняли на первом этаже в здании, где находится китайский ресторан.
  Вернемся опять к зданию ратуши, пройдем улицу Раднични и выходим на улицу Ческа. Мы опять идем по трассе железной дороги. На углу с ул. Пиаристицка и сейчас стоит дом Ниссла, в котором помещались канцелярия конной железной дороги и билетная касса для пассажиров. На противоположном углу пассажиры садились в вагон.
Чуть дальше поворачиваем налево и входим в дворик бывшего монастыря доминиканцев (Dominikánský klášter) с костелом Девы Марии. В нем находятся паломническая дощатая картина с изображением Девы Марии Защитницы, по легенде творящей разные чудеса, например - спасение города от чумы в 1713 году. Храм действующий, очень красивый и интересный. Пройдя сквозь зал, оказываешься в застекленной аркаде, которая окружает внутренний дворик. Сейчас понемножку идут восстановительные работы. При входе стоят надгробные плиты с могил старого кладбища, на месте которого построен костел.
  Пройдя от костела чуть дальше, находим очень интересное здание Сольницы. Первоначально это было здание арсенала, где хранили боеприпасы, а с 1531 г. было переоборудовано в соляной склад, в котором соль, привезенная по конной железной дороге хранилась и откуда перегружалась на водный транспорт.
Соляной склад в те времена занимал большую площадь, впоследствии часть его была занята строившейся в 1902 г. гимназией. Сейчас в этом историческом здании расположился музей мотоциклов. На фасаде этого необычного по виду здания висят три загадочные глиняные маски. Они имеют весьма устрашающий вид и символизируют трех воров, которым удалось проникнуть в здание склада, но выбраться обратно они не смогли и таинственным образом оказались замурованными в стену.
  Здесь мы немного отклонились от маршрута железной дороги и по улице Грознова вышли к легендарному ресторану "Мясные лавки" (Masné krámy - Krajinská 13). Первоначально мясной рынок находился на торговой площади (Оттокарова площадь). Но Карл IV решил, что антисанитарные условия портят центр королевского города и велел построить поодаль мясной магазин-рынок. Выбор пал на улицу, где и жили мясники. В начале это было деревянное здание, но к концу 16 века его заменили на каменный. Западный фронтон выстроен в стиле ренессанс с зубчатой амбразурой на чердаке и двускатной крышей, содержащие так называемые ласточкины хвосты были сохранены. Восточный фронтон был восстановлен в начале 1830. После 1945 года старейшее здание хотели снести, но в 1953 г. здание претерпело реконструкцию и было перепрофилировано в ресторан. Здесь подают замечательнае мясные блюда (например гуляш с кнедликами) и пиво «Будвайзер» из танка. Зайдите обязательно, цены не сильно кусаются.
  Немного отдохнув, вернемся на улицу Ческа и пройдем дальше по трафику железной дороги. Пройдя еще кварталов два, попадаем в сквер, пересекаем Млынский поток по мостику (ранее он был деревяный) и сворачивая налево по проспекту Гуса проходим к трактиру «У зеленой ветки» (Zelená Ratolest). Бывший постоялый двор «У зеленее ратолести» на проспекте Гуса был построен в 1821 г.; десятью годами позже усилиями архитектора Й.Занднера объект приобрел классический облик, а в 1838 г. поступил в распоряжение конной железной дороги. Это была самая северная точка железнодорожной трассы и здесь размещались конюшни и склады.
  Историю, как известно, делают люди. Уникальную черту городу добавил профессиональный юрист Августин Затко, основав в 1895 году Акционерное общество Чешский пивоваренный завод, продолжив исторические традиции пивоварения, которые берут свои истоки в 13 веке, еще до основания города. В 1922 году была пробурена первая глубинная скважина, и с тех пор пивоваренный завод имеет источник воды высокого качества, которая придает исключительные вкусовые качества оригинальному пиву из Будеевиц и в наше время.
Сам Затко вместе с семьей родился и жил на улице Крайинска,41. Пройти сюда можно, вернувшись чуть назад к крепостной стене. Первоначально дом состоял из двух готических зданий, которые стояли у стен королевского города Českých Budějovic и создавали вместе с пражскими воротами важную часть оборонительной стены с северной стороны. Во время пожара в 1640 году дома были спасены, а в 1840 году 41 дом был выкуплен Матеушем Затко, отцом Августина. Здесь же в 1847 году родился Август Затко. Сейчас в этом доме находится отель и ресторация. Кстати, очень даже приличый отель, как раз в нем мы и останавливались.
  Теперь еще нужно посмотреть, где-же собственно варят чудо-пиво Будвайзер Будвар. К заводу можно подъехать или минут 40 пройти по Пражскому проспекту, мимо железнодорожной линии к улице Karoliny Svetle, 4. Здесь пиво варят по оригинальному рецепту уже 700 лет. Здесь есть экспозиция, посвященная истории пивзавода Будеевицкий будвар и пивница. В пивнице было очень накурено, поэтому мы не остановились. Посмотрели только экспозицию.
  Вернуться можно тем же путем, по Пражскому проспекту, на развилке с проспектом Гуса повернуть направо и пройти через симпатичный сквер до Ланнова проспекта. В конце сквера находится памятник промышленнику Адальберту Ланну. На памятнике написаны слова благодарности жителей города. Во время войны памятник прятали в подвале одного из домов.
  Повернув налево на Ланнов проспект, можно увидеть интересную композицию – чиновники, идущие на работу. Дальше памятный знак, в честь основания города Чешские Будеевицы. По этой же улице мы удачно добрались до железнодорожного вокзала.
  Город полон истории, очень красивый, чистый, в немного немецком стиле. Туристов мало, да и людей, по сравнению с нашими городами, почти нет. По некоторым улицам можно пройти, и не встретить ни одного человека. Город упоминается в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», как место локализации маршевого батальона, в который герой романа шёл не самой короткой дорогой.
Категория: Чехия | Добавил: Olga (11.06.2013)
Просмотров: 1803 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]